Игра
По определению Эрика Берна, психологическая игра — это «коммуникация с людьми, которая включает скрытые транзакции (психологические послания) и чаще всего приводит к отрицательным чувствам». Игра – это манипуляция с плохими последствиями и скрытым выигрышем, который получает игрок.
Участник стремится получить выгоду, используя других, зачастую близких людей. Это искаженные, манипулятивные, неискренние, извращенные способы общения с людьми.
Игры без плохих последствий Берн называет безопасными.
Некоторые игры являются лишь поводом развязать другие игры.
Игра всегда противоположна близости, потому что имеет скрытые намерения.
Игры всегда требуют наличия участников, но могут происходит и внутри одного человека, как транзакции сменяющих друг друга субличностей.
Признаки игры
-
У игры есть зачинщик – главный игрок – тот, кто начинает игру
-
Есть как минимум еще один игрок – жертва, которая втягивается в игру.
-
Приманка (ловушка), на которую ведутся другие игроки.
-
Расплата – это негативные последствия для жертвы.
-
Выигрыш, который получает игрок или все игроки одновременно.
Не все, что имеет игровую механику, можно считать игрой. Например, существуют так называемые «ритуалы» – это повторяющиеся действия, которые не несут негативного смысла, например, пожелания доброго утра, вопрос «как дела» или празднование дня медицинского работника. Ключевое отличие игры от ритуала – манипуляция и выигрыш, которые игрок тщательно скрывает.
Игра и субличности
Игрок действует из субличности Ребенка или Родителя. Как правило, в игре он занимает одну из позиций в треугольнике Карпмана –Жертвы, Агрессора или Спасителя.
Родитель
Это эго-состояние, в котором человек ведёт себя так же, как его родитель или другой авторитет из детства вел себя с ним. Это внешние, чужие мысли и идеалы, которые ребенок принимает в детстве, подчиняясь авторитету или из любви к родителю.
Для Родителя характерно следование ритуалам, критика или опека, контроль, вера в собственный авторитет.
Личность с сильным Родителем воспринимает окружающих, как неразумных детей. Родитель может быть Контролирующим (Критикующим) и Заботливым (Поощряющим).
Контролирующий Родитель
Контролирующий Родитель наказывает, карает, нарушает границы. Он точно знает как «лучше» Ребенку, и не собирается его слушать.
Контролирующий Родитель может быть проявлен не в одном человеке, а в целом явлении. Примеры: диктатура, авторитаризм.
Заботливый Родитель
Заботливый Родитель оберегает, но в своих крайних проявлениях может навредить самостоятельности Ребенка (гиперопека).
Из состояния заботы Родитель способен слушать желания Ребенка. Такой Родитель не мешать ребенку проявлять себя и добиваться своих целей. Заботливый Родитель поощряет, слушает, создает пространство для Ребенка, желает ему успехов и старается доверять Ребенку.
Ребенок
Детское эго-состояние. Состояние, в котором человек ведет себя, как вел в детстве. Оно отвечает за естественное, природное поведение.
Ребенок может быть Бунтующим, Адаптивным (Воспитанным) или Естественным (Спонтанным).
Бунтующий Ребенок
Бунтующий Ребенок старается сделать все иначе, не так, как ожидают окружающие. Его бунт – это возможность привлечь к себе внимание. Алкоголизм, девиантное поведение могут быть проявлением Бунтующего Ребенка.
Адаптивный Ребенок
Адаптивный ребенок надеется, что радует Родителя (любую фигуру, которую он наделяет «родительскими» качествами). Его благополучие и выживание зависит от настроения Родителя. Для этого он готов пожертвовать собой, подстроиться, стать удобным, вплоть до полной потери свой личности.
Личность, у которой развит Адаптивный Ребенок, в детстве сталкивалась с установкой: «Мы будем любить тебя только тогда, когда ты делаешь все хорошо (удобно для нас)».
Естественный Ребенок
Естественный ребенок – это незамутненное проявление Ребенка. Такой Ребенок способен радоваться, слышать себя, желать и творить.
Взрослый
Взрослое эго-состояние, которое помогает принимать взвешенные осознанные решения и брать за них ответственность. Взрослый – это гибкое состояние; он может отказаться от сиюминутного удовольствия, договариваться с собой и с людьми.
Развитый Взрослый может быть посредником между другими эго-состояниями человека.
Взрослый отвечает так же за рационализацию, и в этом смысле он может рационализировать и деструктивное поведение.
Поглаживание
Поглаживание – это позитивное внимание, например, одобрение, комплимент, лайк.
В книге «Транзактный анализ – Восточная версия» сформулированы 5 правил поглаживаний (цитата):
Каждый человек, независимо от пола и возраста, нуждается в поглаживаниях. Поглаживания необходимы человеку для сохранения и развития здоровья. Энергию для активности и деятельности человек также часто черпает в поглаживаниях. Особенно в поглаживаниях нуждаются дети и старики. Самая острая потребность в поглаживаниях — в детском и подростковом возрасте.
Чем старше человек, тем меньше физических поглаживаний он получает и тем больше настроен на поглаживания психологические.
Поглаживания подкрепляют поведение, ведущее к поглаживаниям. Человек, получающий поглаживания, бессознательно, да и осознанно стремится к тому, чтобы вновь их получать. Мы получаем поглаживания от окружающих нас людей, от себя самих, от комфортных условий жизни. И некоторые люди так сильно стремятся к поглаживаниям, так сильно зависят от них, что они как бы находятся в паутине поглаживаний и ведомы ею по жизни.
Человек способен накапливать в себе поглаживания. Такая способность у каждого различна и может развиваться путем психологического тренинга. Собрание поглаживаний каждого человека называется его банком поглаживаний. У одного этот банк обширен и заполнен безусловными поглаживаниями. Такой человек больше зависит от себя, собственного мнения, обладая высокой степенью автономии. У другого этот банк мал или нефункционален. Такой человек зависим от поглаживаний извне.
Поглаживания и пинки находятся в обратной зависимости. Чем больше человек принимает позитивных поглаживаний, тем меньше отдает пинков. Чем больше человек принимает пинков, тем меньше отдает поглаживаний
Пинок
Противоположность Поглаживанию. Критика, унижения, насмешки.
Жертва
Жертва – персонаж, который страдает, но не делает ничего для улучшения своего положения.
Быть Жертвой выгодно, поэтому люди так часто используют эту роль для получения желаемого. Страдание для Жертвы – это способ заработать «очки», которые можно обменять на особое отношение к себе.
Преследователь
Преследователь (Агрессор) – это враждебно настроенный персонаж, который преследует Жертву.
Как правило, Предследователь всегда тонко чувствует Жертву, и они «загадочным образом» находят друг друга в роли супругов, партнеров, коллег по работе.
Спаситель
У Спасителя есть скрытый мотив спасать Жертву или, наоборот, не спасать (с целью, чтобы в нем продолжали нуждаться или с другой скрытой целью).
Спаситель игнорирует способность других решать проблемы самостоятельно.
Треугольник Карпмана
Это позиции Жертвы, Преследователя и Спасителя в отношении друг к другу, где возможна смена или совмещение ролей.
Все участники треугольника являются манипуляторами и имеют скрытые цели.
Роли в треугольнике непостоянны: Жертва может превратиться в Агрессора, и наоборот. В треугольнике могут находиться и двое, и целые группы людей. Механика переключения ролей в треугольнике описана в книге Кармпана «Жизнь, свободная от игр».
Отношения между персонажами могут принимать одну из форм созависимости.
Кармпан говорит: «Жертва на самом деле не так беспомощна, как себя чувствует; Спаситель на самом деле не помогает, а Преследователь на самом деле не имеет обоснованных претензий».
Близость
Свободное от паталогий, скрытых мотивов и манипуляций взаимодействие людей.
Близость противоположна Играм.