Теория

Игра

По определению Эрика Берна, психологическая игра — это «коммуникация с людьми, которая включает скрытые транзакции (психологические послания) и чаще всего приводит к отрицательным чувствам». Игра – это манипуляция с плохими последствиями и скрытым выигрышем, который получает игрок.

Игры без плохих последствий Берн называет безопасными

Некоторые игры являются лишь поводом поиграть в другие игры.

Игра всегда противоположна близости, потому что имеет скрытые намерения.

Признаки игры

  • Основной игрок – тот, кто начинает игру
  • Есть как минимум еще один игрок – жертва, которая втягивается в игру
  • Приманка (ловушка), на которую ведутся другие игроки
  • Расплата – это негативные последствия для жертвы
  • Выигрыш, который получает игрок или все игроки одновременно

Не все, что имеет игровую механику, можно считать игрой. Например, существуют так называемые «ритуалы» – это повторяющиеся действия, которые не несут негативного смысла, например, пожелания доброго утра, вопрос «как дела» или празднование дня медицинского работника. Ключевое отличие игры от ритуала – манипуляция и выигрыш, который игрок тщательно скрывает.

Игра и субличности

Игрок действует из субличности Ребенка или Родителя. Как правило, в игре он занимает одну из позиций в треугольнике Карпмана–Жертвы, Агрессора или Спасителя.

Родитель

Это эго-состояние, в котором человек ведёт себя так же, как его родитель или другой авторитет из детства вел себя с ним. Это внешние, чужие мысли и идеалы, которые ребенок принимает в детстве, подчиняясь авторитету или из любви к родителю.

Личность с сильным «Родителем» воспринимает окружающих, как неразумных детей. «Родитель» может быть Контролирующим (Критикующим) и Заботливым (Поощряющим).

Контролирующий Родитель наказывает, карает, нарушает границы. Заботливый Родитель оберегает, но в своих крайних проявлениях может навредить (гиперопека).

Ребенок

Детское эго-состояние. Состояние, в котором человек ведет себя, как вел в детстве. Оно отвечает за естественное, природное поведение.

«Ребенок» может быть Бунтующим, Адаптивным (Воспитанным) или Естественным (Спонтанным).

Взрослый

Взрослое эго-состояние, которое помогает принимать взвешенные осознанные решения и брать за них ответственность. «Взрослый» – это гибкое состояние; он может отказаться от сиюминутного удовольствия, договариваться с собой и с людьми.

Развитый «Взрослый» может быть посредником между другими эго-состояниями человека.

«Взрослый» отвечает так же за рационализацию, и в этом смысле он может рационализировать и деструктивное поведение.

Поглаживание

Поглаживание – это позитивное внимание, например, одобрение, комплимент, лайк.

В книге «Транзактный анализ – Восточная версия» сформулированы 5 правил поглаживаний:

«Каждый человек, независимо от пола и возраста, нуждается в поглаживаниях. Поглаживания необходимы человеку для сохранения и развития здоровья. Энергию для активности и деятельности человек также часто черпает в поглаживаниях. Особенно в поглаживаниях нуждаются дети и старики. Самая острая потребность в поглаживаниях — в детском и подростковом возрасте. Это первое правило.

Чем старше человек, тем меньше физических поглаживаний он получает и тем больше настроен на поглаживания психологические. Мы охотно обнимаем детей, когда они маленькие. Мы прижимаем их к себе, целуем, пощипываем, похлопываем, дуем в пупок и попку, покусываем, щекочем, потираем. Да мало ли еще, какие другие поглаживания могут быть проделаны. И все они воспринимаются ребенком радостно, как знаки признания. Ребенок растет. Он все больше отдаляется от нас. Мы все меньше касаемся его, а наши поглаживания все больше носят психологический характер. И уж совсем никому в голову не придет проделать вышеперечисленные поглаживания, адресованные малым детям, со взрослыми или пожилыми людьми. Зато наши психологические поглаживания могут становиться все более дифференцированными и изощренными. Это второе правило.

Третье правило гласит, что поглаживания подкрепляют поведение, ведущее к поглаживаниям. Человек, получающий поглаживания, бессознательно, да и осознанно стремится к тому, чтобы вновь их получать. Мы получаем поглаживания от окружающих нас людей, от себя самих, от комфортных условий жизни. И некоторые люди так сильно стремятся к поглаживаниям, так сильно зависят от них, что они как бы находятся в паутине поглаживаний и ведомы ею по жизни.

Человек способен накапливать в себе поглаживания. Такая способность у каждого различна и может развиваться путем психологического тренинга. Собрание поглаживаний каждого человека называется его банком поглаживаний. У одного этот банк обширен и заполнен безусловными поглаживаниями. Такой человек больше зависит от себя, собственного мнения, обладая высокой степенью автономии. У другого этот банк мал или нефункционален. Такой человек зависим от поглаживаний извне и влеком паутиной поглаживаний. Это четвертое правило.

Пятое правило гласит, что поглаживания и пинки находятся в обратной зависимости. Чем больше человек принимает позитивных поглаживаний, тем меньше отдает пинков. Чем больше человек принимает пинков, тем меньше отдает поглаживаний».

Пинок

Противоположность Поглаживанию. Критика, унижения, насмешки.

Жертва

Жертва – персонаж, который страдает, но не делает ничего для улучшения ситуации.

Преследователь

Преследователь (Агрессор) – это враждебно настроенный персонаж, который преследует Жертву.

Спаситель

У Спасителя есть скрытый мотив спасать Жертву или, наоборот, не спасать (с целью, чтобы в нем продолжали нуждаться или с другой скрытой целью). Спаситель игнорирует способность других решать проблемы самостоятельно.

Треугольник Карпмана

Это позиции Жертвы, Преследователя и Спасителя в отношении друг к другу, где возможна смена или совмещение ролей.

Все участники треугольника являются манипуляторами и имеют скрытые цели.

Роли в треугольнике непостоянны: Жертва может превратиться в Агрессора, и наоборот. В треугольнике могут находиться и двое, и целые группы людей. Механика переключения ролей в треугольнике описана в книге Кармпана «Жизнь, свободная от игр».

Отношения между персонажами могут принимать одну из форм созависимости. 

Кармпан говорит: «Жертва на самом деле не так беспомощна, как себя чувствует; Спаситель на самом деле не помогает, а Преследователь на самом деле не имеет обоснованных претензий».