Какой ужас!

Игра входит в каталог игр Эрика Берна.

Последнее обновление:

Роли

Рассказчик
Слушатели
Врачи

Сценарий

Трактовка Берна

Берн описывает эту игру в контексте медицины. «Какой ужас!» наиболее драматичным образом разыгрывается среди людей, добивающихся, чтобы им сделали операцию. Эти люди «покупают» врачей и стремятся к операциям, несмотря на противодействие медиков. Для них пребывание в больнице и операция связаны с извлечением определенных выгод.

В крайней форме эту игру профессионально ведут люди, утверждающие, что стали жертвой случайной или преднамеренной врачебной ошибки. При этом они требуют не только сочувствия, как игроки-любители, но и возмещения материального ущерба. Таким образом, «Какой ужас!» становится игрой, в которой игрок внешне изображает отчаяние, но в глубине души радуется, что может извлечь выгоду из своего несчастья».

Современное понимание игры

В широком смысле эта игра может вестись в любой группе как форма неконструктивного поведения. Игрок рассказывает про «ужасную новость» (например, «упал самолет»), а группа втягивается в обсуждение. 

Постепенно всех затапливают эмоции «ужаса» и страдания; в пиковых состояниях члены группы соревнуются в том, кто ярче опишет степень своего ужаса. Образно говоря, герои предлагают друг другу: «Давайте бояться вместе».

Здесь важно понимать, что игрой это считается только тогда, когда игроки не помогают пострадавшим (и не компетентны помочь), как в случае с падением самолета, а лишь увлечены переживанием ужаса, катастрофизацией и демонстрацией страдания. Это все равно, что если бы человек упал за борт корабля, а пассажиры вместо того, чтобы бросить спасательный круг, обсуждали бы как ужасно, что люди иногда тонут.

Игра может быть успешно разыграна с самим собой. Ежедневное чтение тревожных новостей может привести героя к тому, что он ведет внутренний диалог в стиле «какой кошмар».

Типичные фразы

  • Какой ужас. Какой кошмар.

Выигрыш

1

Позиция «Мне не везет», «Мир – страшное место».

2

Смакование негативных эмоций.

3

Объединение на почве страха.

4

Подмена конструктивных действий разговорами об ужасном событии.

5

Не решать свою личную проблему, а пожаловаться и обсудить это в компании, то есть перенести и размазать ответственность.

6

В случае с больницей: выписываясь из больницы, пациент получает внешнюю выгоду — внимание, сочувствие и уважение к его перенесённым трудностям.

7

Игра может быть использована другой невовлеченной стороной. Например, пропаганда может использовать склонность людей к катастрофизации, чтобы внушить им нужный нарратив.

Варианты игры

«В наши дни»

Этот сценарий описывает поведение самоуверенных и осуждающих людей, часто с саркастичным взглядом на мир.

Например, женщина средних лет с небольшим стабильным доходом привыкла, что её мнение в её кругу воспринимается как истина. Однако она быстро ушла из терапевтической группы, когда её привычные утверждения не встретили ожидаемого одобрения.На одной из встреч она заявила: «Людям нельзя доверять! Вот недавно рылась в вещах одного из жильцов и нашла там такое, что вы даже представить не можете». Вместо сочувствия она столкнулась с молчанием, что было для неё непривычно.

Такие люди обычно предлагают простые решения для сложных проблем: подростки плохо себя ведут, потому что их родители слишком мягкие; разводы — от скуки жён; преступность — из-за чужаков в приличных районах; а цены растут из-за жадности бизнесменов.

«Царапина»

Игра «Царапина» – это вроде дружеской болтовни, но с медицинским уклоном и скрытым соревнованием. Суть в том, чтобы обсуждать травмы, особенно те, которые сопровождаются кровью: чем серьезнее случай, тем лучше. В разговоре чаще всего всплывают темы, связанные с ушибами, операциями или тяжелыми родами.

От обычных сплетен «Царапина» отличается элементом соперничества, особенно в плане медицинских знаний. Участники активно обсуждают диагнозы, прогнозы, патологии и сравнивают разные случаи, стараясь продемонстрировать свою компетентность или опыт.

«Радиатор» или «Перерыв»

Это приемы времяпрепровождения Ребенка; его лозунг: «Что хотят, то с нами и делают!». Это занятие на трех участников, в котором козыри находятся у фигуры со смутными очертаниями, обозначаемой «они».

Этот сценарий является неотъемлемой частью конспирологических теорий.

Выход из игры

Для рассказчика

Игроку важно осознать, что его поведение направлено на привлечение внимания через катастрофизацию и переживание страха, а не на реальное решение проблемы. Чтобы выйти из игры, нужно научиться переключаться с эмоций страха на конструктивное поведение. Это включает в себя анализ ситуации с рациональной точки зрения, сосредоточение на возможных действиях для решения проблемы, а не на переживаниях. Игроку полезно развивать способность помогать себе и другим в конструктивных формах, а не только погружаться в эмоциональные переживания.

Для других участников

Для людей, вовлеченных в игру, важно не подпитывать эмоции игрока и не становиться частью коллективного переживания ужаса. Вместо того чтобы участвовать в обсуждении или драматизировать ситуацию, они могут предложить практические решения или попросить игрока быть более рациональным. Эмпатия должна выражаться не в коллективном страхе, а в поддержке и помощи. Вместо того чтобы усиленно обсуждать трагедию, важно задавать вопросы, направленные на выход из этой ситуации, и предлагать помощь, если она возможна.

Главное условие для всех участников игры: отказ от эксплуатации страданий в любой форме.

Референсы

Психология

Человек, склонный к катастрофизации мышления, часто видит проблемы как непосильные и неизбежно приводящие к катастрофе, даже если ситуация не так серьезна.