Дурачок
Игра входит в каталог игр Эрика Берна.
Роли
Сценарий
Пациент занимает позицию: «Я вместе с тобой смеюсь над своей неловкостью и глупостью». Или более мрачный вариант «Да, я дурак, таким уж уродился, так сделай для меня хоть что-нибудь».
Выигрыш
Возможность Дурачка не меняться.
Возможность наказать тех, кто купился на провокацию.
Удовольствие Дурачка, что Зритель не может помочь и испытывает беспомощность.
Выход из игры
Для Дурочка
Чтобы прекратить роль «дурака», важно перестать воспринимать себя как объект для смеха или жертвенного служения. Дурочку необходимо научить замечать свои собственные достижения и уникальные качества, которые он может развивать и ценить.
Важно прекратить искать одобрение и поддержку от других через роль жертвы и начать действовать с уверенностью в себе. Смех и самообвинение не являются здоровым способом справляться с внутренними проблемами.
Для терапевта
Терапевт должен помочь пациенту выйти из игры, постепенно показывая ему, что роль «дурака» — это просто защитная стратегия, скрывающая страх и неуверенность. Можно начать с того, чтобы не соглашаться с этим образом пациента, показывая, что он ценит его как равного и способного к изменениям человека.
Терапевт должен направлять пациента на осознание его реальных возможностей и ресурсов, помочь ему увидеть, что «глупость» — это только иллюзия, вызванная внутренним конфликтом.
«Критическая транзакция в «Дурачке» для Уайта в том, чтобы вынудить Блэка назвать его глупым или ответить ему так, словно он глуп. Поэтому Уайт ведет себя как Растяпа, но не просит прощения; в сущности прощение даже смущает его, поскольку угрожает его позиции.Одна из тонкостей этой игры в том, что в нее часто играют люди с маниакально-депрессивным психозом. Когда они в эйфории, кажется, что они искренне хотят, чтобы остальные присоединились к их смеху над самими собой.
Референсы
Психология
Юмор висельника — это форма черного юмора, который возникает в экстремальных или трагических ситуациях, где человек использует смех как способ справиться с болью, страхом или стрессом. Он часто связан с темами смерти, страха и абсурда, где смех становится реакцией на напряженность или безысходность, с которой нельзя справиться иначе. Такой юмор может проявляться в моменты, когда человек осознает свою уязвимость, но все же находит способ смеяться, чтобы уменьшить внутреннее напряжение или избежать паники.