Дойная корова

Игра не входит в каталог игр Эрика Берна.

Последнее обновление:

Важное замечание

Эта игра была предложена непрофессионалом. Она не может считаться академическим примером игры в транзактном анализе.

Роли

Спонсор
Жертва

Сценарий

Спонсор дает в бессрочный долг или безвозмездно помогает будущей Жертве, например, решить вопрос с документами. Жертва предлагает обсудить детали возврата, но Спонсор дает понять, что он просто рад помочь и беспокоиться не о чем. На прямые вопросы будущей жертвы отвечает расплывчато, что-то в духе «Потом разберемся». Спонсор не говорит это вслух, но держит в уме: «Зато будет должен».

Когда приходит время, Спонсор просит у Жертвы какую-то услугу. Он намекает, что будет удивлен отказу. Услуга может не нравится Жертве, но сказать «нет» трудно из-за чувства долга. Эта услуга может стать чуть ли не пожизненной обязанностью Жертвы, так как ценность услуги и сумму долга трудно сравнить, а детали «сделки» не были оговорены.

В другом сценарии Спонсор даже не просит услугу от Жертвы – он внезапно начинает думать про Жертву плохо, упрекать в неблагодарности, а Жертва узнает про это от общих знакомых. В таком случае Спонсор жалуется, что им «всю жизнь все пользуются, как дойной коровой». 

Манипулятора легко проверить: если предложить вернуть ему долг или подаренную вещь, он начнет отказываться под разными предлогами. Его интересует не сам «подарок», а зависимые отношения, которые он этим «подарком» инициирует. 

Варианты игры

«Подарок»

Будущей жертве дарят «подарок». Это может быть кольцо с бриллиантом от ухажера или невзначай подаренная сыну вещь со словами «Забирай, я уже этим не пользуюсь».

Жертва либо не догадывается, что за это придется платить, либо сознательно принимает подарок с мыслью, что Спонсор сам этого хотел.

В финале Жертву объявляют неблагодарной или требуют вещь обратно (часто это фиктивная просьба, чтобы удержать Жертву в игре).

«Я им доверял»

Главным выгирышем тут будет накопление игроком негативного опыта, когда его «обманывают», а не стремление преследовать жертву. Основной тезис: «Я ему тоже доверял, и он тоже меня подвел».

Чем больше негативных купонов накопил игрок, тем прочнее будет образ мученика. Он продает окружающим образ честного доверчивого человека, хотя по факту это человек, который подозревает всех и ищет изъян в любой ситуации. 

Игрок не замечает, как среди тысячи партнеров, подрядчиков, работников, жен/мужей он выбирает именно тех, кто обязательно не оправдает его идеалистических ожиданий.

Игра чем-то похожа на Загнанную домохозяйку, только здесь игрок на самом деле не загоняет себя, а просто использует деньги и подарки, чтобы срываться на людях.

Манипуляция та же, что в Попался, суки сын.

Типичные фразы

  • Я тебе доверяю. Потом разберемся.
  • Считай, что это подарок.
  • Они думают, что я – дойная корова.

Выигрыш

1

Чувство собственной значимости, роль Спасителя с возможностью, в случае отказа Жертвы заплатить, переключиться в роль Жертвы или Агрессора.

2

Втягивание кого-то в заведомо проигрышную сделку, кабала.

3

Жертва использует игру для легких денег и, чтобы защититься, может играть в Должника.

Выход из игры

Для Жертвы

Не принимать дорогие подарки без понимания, какую цену за них придется платить. Не брать в долг или сразу фиксировать детали возврата долга в договоре. Не соглашаться на формулировку «потом разберемся».

Если Жертва уже втянута в игру, нужно предложить Спонсору выход из сделки: Жертва вернет долг в том же эквиваленте: деньги, равнозначная услуга и тд. Главная идея – долг должен быть погашен, несмотря на сопротивление кредитора. Здесь важно осознать, что скрытая цель Спонсора – стать «дойной коровой», а не помогать людям.