🎀

Крестьянка

Роли

Профессор
🎀
Крестьянка

Сценарий

Пациент получает скрытую выгоду не от лечения или решения проблемы терапевтом, а от того, что может рассказывать о своих «особенных» обстоятельствах или действиях.

Берн: «Прототипом послужила одна больная артритом болгарская крестьянка, которая продала свою единственную корову, чтобы отправиться в университетскую клинику в Софии. Профессор осмотрел ее и нашел случай настолько интересным, что решил продемонстрировать его студентам. Он описал не только патологию, симптомы и диагноз, но также лечение. Эта процедура наполнила крестьянку благоговением и страхом. Перед тем как она ушла, профессор выписал ей рецепт и ещё подробнее описал меры, которые нужно принять. Она была подавлена его ученостью и произнесла болгарский эквивалент «Ах, профессор, вы просто великолепны!». Однако она так и не использовала его рецепт. Во-первых, в ее деревне не было аптеки; во-вторых, даже если бы аптека была, крестьянка ни за что не выпустила бы из рук такой важный документ. Да у нее и не было возможности выполнять предписания профессора, такие, как диета, гидротерапия и т.п. Она продолжала жить болея, но была счастлива, потому что могла всем рассказывать об удивительном лечении, которое прописал ей знаменитый профессор из Софии, которого она каждый вечер благодарит в своих молитвах.

Много лет спустя профессор в дурном настроении проезжал через эту деревню, направляясь к богатому, но капризному пациенту. Когда крестьянка бросилась к нему, поцеловала руку и напомнила о его удивительном рецепте, он ее вспомнил. Великодушно принял ее восхищение и особенно обрадовался, когда она рассказала, как помогло его лечение. Он был так увлечен, что даже не заметил, что крестьянка по-прежнему хромает».

Итак, вместо того чтобы использовать предписания, крестьянка предпочитает сохранять статус пациента, получая психологическое удовлетворение от того, что была замечена и «лечена» известным профессором, даже если на самом деле её состояние не улучшается.

Выигрыш

1

Для Крестьянки выгоды могут отличаться, в зависимости от того, искренне ли она играет в игру. В искреннем варианте она удовлетворяет свою потребность восхищаться кем-либо, кто, как ей кажется в разы лучше нее. В неискреннем варианте она хочет, чтобы Профессор сыграл с ней в игру «Вы необыкновенно проницательны». «Как только удается навязать ему такую позицию, пациентка может выставить его в глупом виде и перейти к другому терапевту».

2

Главное вознаграждение в игре – не добиваться улучшения своего положения, и, как следствие, возможность играть в другие игры, например в Деревянную ногу.

3

Отказ от ответственности. Позиция пациента: все улучшения моего самочувствия нужны не мне, а терапевту, и я буду стараться ради него.

Eric Bern
Эрик Берн
«Вначале терапевт должен установить, искренен ли игрок; если да, то можно допустить продолжение игры для блага пациентки, пока ее Взрослый не укрепится настолько, что станут возможны контрмеры. Если игра ведется неискренне, контрмеры должны быть приняты при первой же возможности, после того как пациентка будет достаточно подготовлена, чтобы понять происходящее».

Выход из игры

Для Профессора – отказ от приглашения в игру. 

Для Крестьянки – отделить своего Взрослого от лицемерного Ребенка.