Крестьянка

Название этой игры в разных переводах: «Крестьянка», «Деревенская бабушка». Игра входит в каталог игр Эрика Берна.

Последнее обновление:

Роли

Пациент
Психотерапевт

Сценарий

Пациент получает скрытую выгоду не от лечения или решения проблемы терапевтом, а от того, что может рассказывать о своих «особенных» обстоятельствах или действиях.

Прототипом этой игры была болгарская крестьянка с артритом, которая отправилась к известному профессору за лечением. Профессор нашел её случай интересным, описал лечение и дал подробный рецепт. Но крестьянка его не использовала: в её деревне не было аптеки, а рецепт стал для неё ценным трофеем. Она продолжала болеть, но гордилась, что её лечил знаменитый профессор, и рассказывала об этом с благоговением. Годы спустя, встретив крестьянку, профессор был рад её восхищению и поверил, что его лечение помогло, хотя она всё ещё хромала. Каждый остался доволен: крестьянка – вниманием профессора, он – её похвалой.

Выигрыш

1

Для Крестьянки выгоды могут отличаться, в зависимости от того, искренне ли она играет в игру. В искреннем варианте она удовлетворяет свою потребность восхищаться кем-либо, кто, как ей кажется в разы лучше нее. В неискреннем варианте она хочет, чтобы Профессор сыграл с ней в игру «Вы необыкновенно проницательны». Если терапевт купиться на эту уловку, пациент может выставить его в глупом виде и уйти к другому терапевту разыгрывать ту же игру.

2

Главное вознаграждение в игре для пациента – не добиваться улучшения своего положения, и, как следствие, возможность играть в другие игры, например в Деревянную ногу.

3

Отказ от ответственности. Позиция пациента: все улучшения моего самочувствия нужны не мне, а терапевту, и я буду стараться ради него.

Выход из игры

Для терапевта

Терапевту следует сосредоточиться не на поддержании статуса пациента как «особенного», а на создании условий для самостоятельной работы. Вместо пассивного принятия похвалы или восхищения, он может перенаправить внимание на конкретные действия и дать пациенту возможность почувствовать ответственность за результат.

Для пациента

Пациенту нужно осознать, что рассказы о своей уникальной ситуации заменяют реальные действия, и отказаться от этой роли. Важно увидеть, что скрытая выгода от болезни не приносит долгосрочного удовлетворения. Вместо этого можно сосредоточиться на практических шагах к выздоровлению или изменению жизни. Говоря языком транзактного анализа, пациенту нужно отделить своего Взрослого от лицемерного Ребенка.

Eric Bern
Эрик Берн
«Вначале терапевт должен установить, искренен ли игрок; если да, то можно допустить продолжение игры для блага пациентки, пока ее Взрослый не укрепится настолько, что станут возможны контрмеры. Если игра ведется неискренне, контрмеры должны быть приняты при первой же возможности, после того как пациентка будет достаточно подготовлена, чтобы понять происходящее».