Смотри, что я из-за тебя сделал
Название этой игры в разных переводах: «Смотри, что я из-за тебя сделал», «Смотри, что я из-за тебя натворил», «Все из-за тебя». Игра входит в каталог игр Эрика Берна.
Роли
Сценарий
Берн предложил два сценария:
Сценарий №1
«Уайт, не желая ни с кем общаться, занимается делом, которое изолирует его от людей. Возможно, он хочет только, чтобы его оставили в покое. Однако его одиночество нарушает жена или кто-нибудь из детей, они ждут поглаживания или спрашивают о чем-нибудь, например: "Где плоскогубцы?" Помеха заставляет Уайта выронить кисть, стамеску или напильник, ударить не по той клавише пишущей машинки, в результате он яростно обрушивается на того, кто ему помешал, и кричит: «Смотри, что я из-за тебя сделал!»
Сценарий №2
«Уайт женится на женщине, которая играет в Я только пытаюсь помочь тебе или одну из родственных игр. В таком случае Уайту легко переложить всю ответственность на ее плечи. Часто это делается под маской тактичности или галантности. Уайт вежливо или почтительно предоставляет жене решать, куда пойти обедать или какой фильм посмотреть. Если все получается удачно, он наслаждается выбором. Если нет, он может во всем обвинить ее, сказав: «Смотри, во что ты меня втянула!»
Или он может взвалить на жену всю тяжесть решений, связанных с воспитанием детей, приняв на себя роль исполнителя; если с детьми возникают проблемы, он прибегает к игре. Это дает основания много лет упрекать мать во всех неудачах детей. В этом случае игра – не самоцель, а лишь промежуточный ход к тому, чтобы заявить: «Что я тебе говорил?»
Типичные фразы
- Из-за тебя я... Если бы не ты...
- Ты довел / довела меня до...
- Нам не оставили другого выбора.
- Мы долго это терпели, но...
Выигрыш
Оправдание агрессии.
Перекладывание ответственности.
Варианты игры
«Ты меня в это впутала»
Мужчина приезжает в новую страну, встречает там местную девушку и женится на ней. Он пока не разбирается (и не сильно хочет разбираться) в местных законах и учить язык, и просит супругу какое-то время оплачивать его налоги. Он дает ей наличные, которые она должна отправлять на счета налоговой, а также предлагает оплачивать любые дополнительные счета, о которых он может не знать заранее.
Когда она предлагает ему проверить бумаги, пересчитать деньги и тд,, он настаивает, что в этом необходимости, ведь он всецело доверяет ей.
Однажды из налоговой приходит требование оплатить просроченные налоги, с угрозой штрафов и депортации в случае неуплаты. Муж мягко просит жену уточнить, нет ли путаницы, но жена говорит, что все оплатила вовремя.
Тут возможны два сценария. Если жена говорит правду, муж садится и сам проверяет все документы. Он находит грубые нарушения и неточности в документах, и отыгрывает в Попался, сукин сын!
Если выяснится, что жена его обманула, он играет в «Ты меня в это впутала». Какое-то время они избегают этой темы, но давление налоговой нарастает, а паранойя мужа выходит из-под контроля. Тогда жена отыгрывает в «Смотри, что я из-за тебя сделала», говоря, что вина полностью на нем и что это ему следовало следить за деньгами и учить язык, чтобы во всем разбираться самому.
«Нам не оставили другого выбора»
Это современный сценарий игры, не описанный Берном. Герой оправдывает свое агрессивное поведение тем, что якобы был вынужден начать атаку, даже если самого факта нападения на него не было.
В эту игру любят играть в диктатурах и авторитарных режимах. Чтобы удержаться у власти, правящая верхушка объявляет внешних и внутренних врагов и начинает преследование или войну. На резонный вопрос, например, почему вы напали на соседнее государство, дается заученный ответ: «Нам не оставили другого выбора». При этом игрок может ссылаться на некие «секретные документы» или другие «надежные источники», которые публично не называются.
Тот, кому «не оставили выбора», часто намеренно ставит себя в унизительное положение («я долго терпел»), и в конце концов срывается.
Выход из игры
Игрок, оправдывающий себя (муж, государственный лидер)
Отказ от оправданий («Мне не оставили выбора», «Ты меня в это впутала») и принятие своей доли ответственности позволяет перейти от игры к конструктивному решению. Например, вместо обвинений: «Я доверял тебе, а ты подвела», лучше сказать: «Я тоже недостаточно контролировал процесс или недостаточно разобрался в происходящем, давай вместе решим, как это исправить».
Второй участник (жена, оппонент)
Вторая сторона часто втягивается в игру через необходимость оправдываться. Чтобы выйти из этого сценария, важно обозначить свои границы: «Я сделала всё, что могла, но окончательное решение уже в твоей зоне ответственности». Или «Я не хочу искать виноватых, лучше подумаем, как исправить это вместе».
Чёткая, спокойная позиция разрушает эмоциональные провокации и помогает избегать взаимных обвинений.
Общие ключи для выхода
- Признание своей роли. Участники игры должны осознать, что их действия и решения повлияли на ситуацию, а оправдания лишь усугубляют проблему.
- Отказ от обвинений. Вместо поиска виноватых стоит искать совместные решения.
- Обозначение границ. Это помогает прекратить манипуляции и эмоциональный шантаж.
- Фокус на действиях. Вместо обсуждения «почему так вышло» важно переключиться на вопрос «что делать дальше».
Референсы
История
Речь Гитлера 1 сентября 1939 года. Гитлер, объясняя необходимость напасть на Польшу, сказал солдатам: «Польское государство отказалось от мирного урегулирования конфликта, как это предлагал сделать я Чтобы прекратить это безумие, у меня нет другого выхода, кроме как отныне и впредь силе противопоставить силу».