Психиатрия
Игра входит в каталог игр Эрика Берна.
Роли
Сценарий
Игра может разыгрываться как Пациентов, так и Терапевтом.
Пациент сохраняет свои симптомы, чтобы поддерживать особый статус или внимание, вместо того чтобы стремиться к реальному выздоровлению.
Если в игру играет Терапевт, он настаивает, что Пациент сам виноват в том, что не может вылечиться. Пациент может играть с позиции «Поскольку ты целитель, ради тебя я улучшу свое состояние», однако скрыто получает выгоду от сохранения своей болезни, чтобы продолжать играть.
Варианты игры
«Археология»
Навязчивое копание Пациента в своем детском опыте в надежде найти ключевую травму, и как следствие – мгновенно излечиться.
«Критика»
Пациент описывает свои чувства так, чтобы Терапевт давал им оценку «Правильно-Неправильно».
«Самовыражение»
Пациент использует свои травмы и актерское мастерство, чтобы получить реакцию от участников терапевтической группы.
«Расскажи мне вот что»
В этой игре пациент делится с терапевтом или группой своим сном или ситуацией. Терапевт задает вопросы, пока пациент не впадет ступор. На этом этапе терапевт считает, что нашел ключ к проблеме, и заявляет, что теперь всё зависит от самого пациента.
Игра позволяет терапевту чувствовать выполненный долг, а пациенту — избегать реальных изменений, поскольку проблема так и остается нерешенной.
Выигрыш
Позиция «Ты меня никогда не излечишь, зато сделаешь классным невротиком».
Самовыражение.
Выход из игры
Для пациента
Пациенту нужно осознать свою скрытую выгоду от сохранения болезни и принять ответственность за свои действия. Вместо того чтобы ждать чуда от терапевта или внимания со стороны, пациенту следует задаться вопросом: «Чего я на самом деле хочу и что могу сделать сам?» Начать стоит с маленьких, конкретных шагов, которые помогут выйти из роли беспомощного.
Для терапевта
Терапевту важно уйти от обвинений пациента и занять позицию Взрослого. Вместо того чтобы подчеркивать вину пациента или навязывать готовые решения, он может поддерживать самостоятельные шаги пациента и обсуждать реальные препятствия на пути к изменениям. Акцент должен быть на процессе, а не на симптомах, чтобы оба участника вышли из привычной роли игры.
«В «Психиатрию» предпочитают играть пациенты, которые ранее лечились у некомпетентных терапевтов. Некоторые пациенты, например, сознательно выбирают самых слабых специалистов, переходят от одного к другому, демонстрируя, что их невозможно вылечить, а тем временем учатся играть в «Психиатрию» во все более острой форме».